Роскошный, причудливый, театральный -так можно охарактеризовать стиль королей и императоров, зародившийся в конце XVI,начале XVII века в итальянских городах: Риме, Венеции, Флоренции, Мантуе.
ЭПОХА БАРОККО
Эпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco.
ИНТЕРЬЕР
Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя этот стиль сохраняет в себе такую важную черту классического стиля как симметрия.
В эпоху барокко настенная роспись получила наибольшее распространение. Гобеленами, парчой, шелком и бархатом драпировали стены. Если использовали обои, то высококлассные, на натуральной основе, с соответствующим стилю рисунком. На пол выкладывали мрамор, полудрагоценные камни, художественный паркет из разных пород деревьев.
Помпезная обстановка в стиле барокко предполагала и соответствующие цвета: золотой, изумрудный, терракотовый, пурпурный, синий, бежевый, белый и коричневый. Яркие и контрастные цветовые сочетания в отделке, обивке и аксессуарах придавали и придают изысканность и богатство всему интерьеру в стиле барокко.
Мебель была предметом искусства и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево. Барокко предполагало плавные, витиеватые формы мебели. Мебель богато украшали завитушками, резьбой и инкрустацией, полудрагоценными камнями, слоновой костью, серебром, позолотой, перламутром. Мастера-краснодеревщики создавали поистине произведения искусства. Пристальное внимание уделялось ножкам мебели.
Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Этот нарядный и вычурный стиль с изящными линиями и богатым помпезным декором как напоминание о дворцовых интерьерах интересен и сегодня. Конечно, сложно создать полноценный интерьер барокко по ряду причин, но некоторые элементы этого нарядного романтического стиля придутся по душе любителям богато украшенных интерьеров.
-
Рим. Вид на собор святого Петра
-
Санта-Мария делла Салюте в Венеции
-
Фонтан Треви в Риме. Арх. Никола Сальви, Джузеппе Паннини
-
Смольный собор в Санкт-Петербурге. Арх. Растрелли
-
Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Арх. Растрелли
АРХИТЕКТУРА
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Св. Петра в Риме.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто использовались масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере.
Преобладающие цвета в тонировании стен были пастельный, розовый, белый, а так же сочетание голубого с жёлтым и белым, золотого с белым цветом.
Помпезность стиля предполагала использование дорогих материалов, таких как золото, бронза, натуральный камень, в том числе мрамор.
Если ровная поверхность стены вдруг начинает вздыматься, словно волна, – это барокко. Барокко выработало множество новых типов построек. Это величественный городской дворец, барочный монастырь, загородная вилла с дворцом и барочным садом. Архитектура барокко породила новые прогрессивные тенденции в создании городских и садово-парковых ансамблей. Здания становятся единым целым с прилегающими территориями. Окружающий ландшафт украшают группы фонтанов с величественными скульптурами, в садах ставят театральные спектакли под открытым небом. Сам стиль вынуждает к созданию эффектных зрелищ, атмосферы на грани иллюзий и реальности.
В России расцвет стиля барокко приходится на вторую половину XVIII века, в то время как в Европе уже происходит переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как «русское барокко» и отличался от европейского более простой структурой архитектурных композиций.
В конце XVII-начале XVIII века русское барокко разделилось на множество течений: «московское» барокко, «нарышкинское» барокко, вслед за ними – «строгановское» и «голицынское». Такие названия возникли благодаря фамильному роду персон, под покровительством которых строились самые значимые объекты эпохи. Существуют даже «уральское барокко» и «сибирское барокко».
Самым ярким олицетворением барокко стали дворцовые ансамбли Санкт-Петербурга, Петергофа и Царского села, роскошь и масштабы которых не находят равных в Европе. Одним из выдающихся архитекторов той эпохи стал Франческо Растрелли, основатель «елизаветинского барокко».