В моей практике еще не было случая, чтобы заказчик попросил запроектировать загородный дом в китайском стиле, или хотя бы беседку, или интерьер. Но это не значит, что этого не может произойти. Мода на китайскую экзотику то затихает, то просыпается вновь. В Царском селе под Петербургом построена целая "Китайская деревня"- настолько была сильна мода на китайский стиль в период правления Екатерины второй. В Большом Петергофском дворце Петра первого имеются западный и восточный кабинеты, оформленные в китайском стиле.
Вряд ли кто-то станет полностью декорировать интерьер своей квартиры или дома в китайском стиле, но почему бы не оформить в нем одну свободную комнату без особого функционального назначения? Не будем исключать и случай, что когда-нибудь вдруг кому-то или вам захочется увидеть у себя в усадьбе беседку или мостик в китайском стиле.
На существующих примерах давайте разберемся в особенностях архитектуры и интерьеров в китайском стиле.
АРХИТЕКТУРА
Художественное своеобразие китайской архитектуры формулируется для западного человека благодаря изогнутым силуэтам высоких китайских крыш. В Китае считалось, что демоны и злые духи избегают изогнутых линий, так как могут двигаться только по прямой. Массивность, и изогнутость китайских крыш связаны не столько с декоративным моментом, сколько с конструктивными особенностями китайской архитектуры. Для крыш никогда не делали стропил, а пользовались стоечно-балочной системой, поэтому крыша была очень высокой и массивной. Несущим элементом данной конструкции является единственный столб, располагающийся в центре дома, укрепленный в фундаменте. Это отличает китайские дома от европейских конструкций, которые предполагает распределение нагрузки от крыши и кровельного материала на несущие стены. При такой конструкции только изогнутая форма могла уменьшить массу крыши почти на треть и придать всему сооружению легкий и изящный силуэт.
Главным строительным материалом в Китае было дерево, для кровель и облицовки некоторых зданий использовалась керамика, иногда для строительства использовался камень и кирпич, крайне редко возводились сооружения из металла.
Здание в целом строилось по тем же принципам, что и крыша - при помощи стоечно-балочной системы, причем эта система характерная для деревянного строительства использовалась и при возведении кирпичных зданий. В этом случае строили каркас, такой же как и для деревянного сооружения, и обкладывали его кирпичом.
Архитектурные сооружения было принято всячески украшать, для этого использовались резьба по дереву и камню, керамика, орнаментальная окраска. Перед дворцами ставили скульптурные изображения защитников дома - льва и хвостатой черепахи, их делали из камня, мрамора и бронзы.
Основной принцип строительства по фэн шуй : все здания должны «смотреть» на юг, а высота строения должна зависеть непосредственно от его назначения и социального ранга хозяина. Например, дома большинства жителей, являющихся простыми рабочими, почти никогда не превышала 1 этажа. Главной идеей является выстроенность объекта по оси север – юг. Основной планировочный элемент - огороженный стеной двор с входом с юга по центру и с главным зданием, расположенным позади, у северной стены.
Зал в доме имеет форму прямоугольника, расположенного поперек главной оси, так что при взгляде от входных ворот строение раскрывается самым эффектным образом. Вторичные вспомогательные помещения выстраиваются симметрично образом вдоль стен двора под прямым углом к оси главного зала.
ИНТЕРЬЕР
Оформление интерьера в китайском стиле -это тоже целая философия по фен-шуй. Согласно этой философии и выстраиваются все составляющие, включая цветовые решения.
В отличие от японского , китайский стиль не стремится создать в доме минималистскую обстановку. Пространство украшается огромным количеством роскошной меблировки и колоритных элементов. При этом все эти изделия и декоративные элементы гармонично сочетаются друг с другом, создавая лаконичный и привлекательный дизайн.
Сочетание алого, белоснежного и чёрного по представлению жителей Поднебесной олицетворяет баланс и гармонию.
Среди колористических особенностей китайского стиля можно выделить использование популярного оттенка-алого, символизирующий силу, страсть и энергетику. В отделке настенной поверхности и пола он используется в сочетании с яркими тонами – синим и тёмно-серым. Также для китайцев имеют большое значение и другие оттенки: лимонный – цвет императора и бирюзовый – символ знатности.Так, например, в убранстве апартаментов, принадлежащих богатой знати, очень часто можно заметить голубой тон, который применяется дозировано. Гармоничное сочетание бордового, белоснежного и чёрного цвета в интерьере по мнению китайцев олицетворяет баланс.
Для облицовки пола используется большая каменная плитка или паркет. При этом материалы подбираются насыщенных и выразительных тонов – шоколадного, вишнёвого и орехового. Замечательным решением станет бамбуковый ламинат, а более бюджетный вариант – ковровое покрытие типа циновки.
Стены в основном окрашивают или оштукатуривают. В некоторых случаях приветствуются бумажные или шёлковые обои. Придаст апартаментам изящность и элегантность настенная роспись с красивым пейзажем гор, изображениями фантастических животных или птиц, а также цветов.
Красиво смотрится в оформлении предметов гарнитура филигранная резка по тёмной древесине и перламутровая инкрустация. Замечательно зонируют просторное помещение изысканные ширмы и перегородки.
Эта стилистика не приемлет острых очертаний и громоздких форм, поэтому предметы гарнитура необходимо подбирать лаконичные и элегантные. У мебели не должно быть острых углов. Оснастите помещение лаконичными диванчиками на низких ножках, как этого требует фэн-шуй, бамбуковыми шезлонгами, маленькими журнальными столами и глянцевыми табуретками.
При декорировании дома китайцы уделяют пристальное внимание философии фэн-шуй. Она определяет место для каждого предмета, аксессуара и украшения. Парные вещи в убранстве устанавливаются симметричными композициями.
Декоративно дополнят интерьер миниатюрные растения в кашпо и букеты, веера, зонтики, фонарики, керамические вазочки, фарфоровые статуэтки драконов, картины китайской тематики.