Мир иллюзий, мир фантазий, мир мечты... Какой стиль может быть загадочнее , чем стиль Ар-Нуво, известный в России как Модерн. Стиль Ар Нуво возник и сформировался в Бельгии и Франции на рубеже веков ( в конце 19 - начале 20-го века)
В разных странах стиль модерн назывался по-разному: в США — тиффани (по имени Л. К. Тиффани), во Франции — Ар Нуво (фр. art nouveau, новое искусство), в Германии — югендстиль (нем. Jugendstil, молодой стиль), в Австрии — стиль Сецессион (Secessionsstil), в Англии — модерн стайл (modern style, современный стиль), в Италии — стиль либерти, в Испании — модернизмо, в Нидерландах — Nieuwe Kunst, в Швейцарии — еловый стиль (style sapin). Стиль Ар Нуво не был везде одинаков, в разных странах существовали собственные варианты стиля. Только в ретроспективе можно увидеть общие черты и взаимосвязи, которые позволяют говорить об Ар Нуво как о «большом стиле». Термин «Ар Нуво» ничего не значил в то время, когда стиль только зарождался, - так называлась мастерская в Париже, изделия которой были выполнены в новом стиле (с французского Art Nouveau - "новое искусство").
-
Особняк мукомольного магната Рейнеке в Саратове
-
Вход в метро в Париже
АРХИТЕКТУРА
Модерн - синтезийный стиль, включает в себя множество течений и стилевых направлений: неоромантизм, неоготику, ренессанс, неоклассицизм, рационализм, иррационализм, кирпичный стиль, когда архитекторы отказывались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича. В зависимости от территориальной принадлежности он носил различные названия: венский, берлинский и парижский модерн — в Западной Европе, московский, петербургский, рижский и провинциальный модерн — в России и Восточной Европе.
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Вследствие этого возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
Источником идей для художников ар нуво являлась природа. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни) и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками, предпочтение отдавалось лилиям, кувшинка, ирисам и орхидеям. В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах.
Как долго длящиеся звуки, наполненные многими оттенками, в модерне зазвучали растительные мотивы. Удлинялись пропорции зданий, вытягивались окна, тянулись вверх, переплетаясь , струны оград. Излюбленными деталями зданий были окна и двери в виде буквы ОМЕГА, которая напоминала улыбку, из-за чего архитектуру модерна прозвали улыбающейся. Окна залов, кабинетов и обычных лестничных площадок украсились цветными витражами.
Применение новых современных материалов в конструкции здания позволяли делать окна большими и широкими, и даже на несколько этажей.
Текучие, раскованные и пластичные линии, их прихотливое переплетение стали отличительной чертой стиля модерн. При этом изощренность декоративных приемов в архитектуре модерна демонстрировала виртуозное владение материалами, умение придать камню, дереву, металлу любую произвольную форму, удивить. Отсюда плавность металлических ограждений, балконов, изогнутые формы кровли, козырьков, водосточных труб, искривленный рисунок деревянных рам и лестниц.
Двери стиля модерн — прямоугольные, часто арочные. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные.
Часто очертания зданий расплываются, амебообразно вдавливаются, образуют спиралевидные планы или аморфные фигурации, выступающих в самых
неожиданных местах внутрь или наружу. Иногда даже превращаются в структурную бесформенность. Но чаще в конструкции здания использовался стальной каркас, как в здании Зингер в Санкт-Петербурге.
Сложной является и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки. На основе изогнутых линий они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность Ар-Нуво.
Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки — цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона.
В отделке фасадов использовали мозаику, керамическую плитку, фриз здания украшали цветным панно с растительным сюжетом.
-
-
Особняк Рябушинского в Москве
-
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге
ИНТЕРЬЕР
Интерьер в эпоху модерна стал играть более важную роль — это было продиктовано архитектурой, которая создала новые способы компоновки внутреннего пространства и открыла путь к полному соответствию внешнего пространства внутреннему.
Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату» оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне. Интерьер строился на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорировались, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены оформлялись более красочно, занавеси — делали светлыми.
Внутри типичного особняка в стиле модерн все помещения дома группируются вокруг холла, как бы вращаясь по вертикали. Лестничный марш с изогнутой линией перил втягивает посетителей наверх, создавая ощущение парения. Камин, отделка стен, светильники, дверные ручки - всё находится в стилевом единстве с внутренним пространством и фасадом здания.
Те же самые приемы пластичности и гибкости форм используются и в отделке интерьера. Словно сама природа застывает в закругленных деревянных, каменных, гипсовых элементах отделки помещений.
Освещение в помещениях, выполненных в стиле модерн, часто нежно приглушенное, создающее атмосферу романтики и уюта.
Потолки комнат поражают своеобразием оформления - тонкие, темного дерева балки, обрамляющие белые штукатуренные кессоны, или легкая лепнина, имитирующая ряску заросшего пруда, или причудливо изгибающиеся линии с витражными вставками. Впрочем, это может быть и гладкий окрашенный потолок с какой-нибудь витражной люстрой.
Интерьер помещения, созданного в данном стиле,
представляет собой единое целое – различные узоры повторяются в очертаниях мебели, рисунке паркета, они изображены на тканях и могут повторяться в аксессуарах. Причудливые орнаменты фантастических растений оформляют интерьеры зданий, лестницы, светильники.
Мебель отличается изысканностью , гибкостью форм, индивидуальностью изготовления.
Если говорить об особняках, то их интерьер, равно как и экстерьер, не были доступны для жизни простым обывателям, учитывая их "штучность", дороговизну, индивидуальность и неповторимость. Мастерски созданные шедевры стиля модерн могли принадлежать только отдельным лицам, к которым в начале 20 века относились предприниматели, меценаты. Архитекторам удавалось раскрыть все свои таланты, выполняя всего один заказ.